Самый успешный в настоящее время европейский туристический автобус имеет захватывающую историю. Производство «Мерседес-Бенц» Tourismo началось в 1994 году, на сегодняшний день с конвейера сошло более 22 000 автобусов двух поколений. Если вначале выпускался только один вариант длины автобуса, то сегодня новое поколение Tourismo представлено во многих вариантах длины и занимает широкий сегмент на рынке. До сих пор неизменными остаются его успешная концепция, высокая экономичность и функциональность.
Tourismo: первый автобус со звездой, получивший собственное имя
Туристический автобус отпраздновал свою премьеру в качестве «Мерседес-Бенц» O 350 Tourismo осенью 1994 года. Он стал первым автобусом со звездой, получившим собственное имя. «Мерседес-Бенц» провел тогда четкое разграничение: роскошный автобус O 404 выполнял самые разнообразные требования притязательных клиентов к технике и комплектации, а новый O 350 Tourismo турецкого завода занял сегмент автобусов бизнес-класса. В первую очередь, он был экономичен, но при этом обладал всем необходимым комфортом оснащения и высоким качеством исполнения.
Под кузовом современной конструкции с выразительной стреловидной стойкой С и элементами декора по периметру колесных арок скрывалась технология экстра-класса: превосходная ходовая часть со сложной многорычажной подвеской переднего моста, дисковые тормоза на всех колесах и современное рабочее место водителя были позаимствованы у модели O 404.
Двухосный автобус O 350 Tourismo сломал стереотипы, одна единственная спецификация и всего лишь в одном варианте длины: двенадцать метров, но очень быстрая поставка. Таким образом, автобус соответствовал требованиям времени: у предприятий не было времени ждать, автобусы нужны были срочно срочно при появлении соответствующих заказов. Не менее современным являлся его привод, включающий в себя турбодизельный двигатель V8 с рабочим объемом 14,6 л, мощностью 280 кВт (381 л. с.) и шестиступенчатую механическую коробку передач, которая впоследствии будет оснащаться электронно-пневматической системой переключения передач (EPS).
Постоянное усовершенствование, 10 000 автобусов за десять лет
O 350 Tourismo быстро стал бестселлером. Четыре года спустя после выхода на рынок, в 1998 году, он получил подкрепление в виде супервысокой модели SHD, которая предлагалась в Турции. В 1999 году был проведен рестайлинг: стойка C со стороны двери с помощью накладки была удлинена вперед, появились новые фары и новая задняя часть. В то же время комплектация салона автобуса «Мерседес-Бенц» стала более эксклюзивной. Из обозначения модели исчезли цифры, и туристический автобус получил имя «Мерседес-Бенц» Tourismo.
Десятилетний юбилей Tourismo был отпразднован выпуском специальной серии «Edition 10 000». При производстве в среднем 1000 единиц в год Tourismo на сегодняшний день является самым успешным туристическим автобусом в Европе. Разработчики занимаются непрерывным совершенствованием автобуса: за счет многослойного алюминиевого пола багажного отделения, алюминиевых элементов для пневмобаллонов и прочих деталей масса снаряженного автомобиля была уменьшена на полтонны.
Второе поколение автобусов Tourismo 2006 с новой концепцией
Осенью 2006 года, после выпуска свыше 12 000 автобусов «Мерседес-Бенц» Tourismo, на автобусном небосклоне засияла новая звезда – новый Tourismo. Теперь Tourismo стал предлагаться в качестве автобуса с высоко расположенным салоном в трех вариантах длины от 12,1 до 14,0 м, с двумя, а также – впервые – с тремя мостами. Кузов отличается простотой дизайна и идеально ровными поверхностями. Передняя и задняя части имеют характерную для марки «Мерседес-Бенц» форму.
Индивидуальная комплектация позволяет адаптировать Tourismo к особенностям эксплуатации и страны назначения. Пассажиров порадует конвекторное водяное отопление, а водителя – его новое рабочее место с высоким уровнем свободы движения и рычагом-джойстиком для переключения передач. Важным компонентом комплектации системами безопасности является электронная система стабилизации движения ESP.
Характерными элементами трансмиссионно-силового агрегата являются рядные шестицилиндровые двигатели мощностью от 260 кВт (354 л. с.) до 315 кВт (428 л. с.) и шестиступенчатая механическая коробка передач. Благодаря применению технологии двигателя BlueTEC Tourismo выполняет требования нормы токсичности Euro IV. Правостороннее расположение рулевого управления, а также автоматизированная и полностью автоматическая коробка передач открывают перед автобусами Tourismo новые рынки. Нанесение лакокрасочного покрытия методом катафореза на заводе в Хошдере под Стамбулом, обеспечивает оптимальную защиту от коррозии.
В 2009 году линейка автобусов пополнилась моделью Tourismo RH. Высокопольный автобус с двумя мостами может использоваться для маршрутных перевозок высшей категории, внутризаводских перевозок, экскурсий или коротких путешествий. Все варианты Tourismo на заказ оснащаются полностью автоматизированной восьмиступенчатой коробкой передач «Мерседес-Бенц» GO 240-8 PowerShift.
Второе поколение: рекордные цифры и юбилеи
Новая модель Tourismo также быстро стала хитом продаж. В 2008 году годовое производство впервые превысило 1000 штук, составив 1266 автобусов. В феврале 2012 года «Мерседес-Бенц» выпустил 5000-й Tourismo второго поколения. Либерализация закона о междугородних автобусных перевозках в Германии в 2013 году закрепила успех экономичного Tourismo на рынке и в значительной мере способствовала повышению уровня продаж до рекордных 1519 автобусов в следующем году. В то же время общее количество проданных, начиная с 1994 года, автобусов достигло 20 000.
Готов для встречи с будущим: Euro VI, новые системы безопасности, широкая палитра
В том же 2013 году Tourismo был подготовлен к требованиям будущего. Туристические автобусы стали оборудоваться новыми рядными шестицилиндровыми двигателями с рабочим объемом 10,7 л, мощностью от 265 кВт (360 л. с.) до 315 кВт (428 л. с.), соответствующими требованиям нормы токсичности Euro VI. Одновременно с этим линейка моделей Tourismo K пополнилась компактным туристическим автобусом длиной 10,3 м.
В зависимости от варианта исполнения он может использоваться для VIP-трансфера, в качестве компактного туристического автобуса, а благодаря своей маневренности – также для пригородных перевозок высшей категории в сложных условиях. В соответствии с форматом автобус оснащается новым рядным шестицилиндровым двигателем с рабочим объемом 7,7 л, мощностью 260 кВт (354 л. с.).
В юбилейном 2014 году «Мерседес-Бенц» представил модель Tourismo с системой активного экстренного торможения AEBS (Advanced Emergency Braking System) и системой удержания полосы движения. Уже весной 2015 года обе системы вошли в базовую комплектацию.
Осенью 2015 года, через десять лет после начала производства, «Мерседес-Бенц» выпустил 10 000-й Tourismo последнего поколения. Более чем 22 000 произведенных автобусов «Мерседес-Бенц» Tourismo делают его туристическим автобусом номер один в Европе. Tourismo второго поколения в этом году достиг очередной рекорд – 2042 проданных автобусов – и находится в расцвете своих сил.