Последний относительно длительный период гусеничного «забвения» завершился в нулевых годах нашего века, когда сначала американские, а потом и европейские производители начали активно предлагать сельхозпроизводителям съемные гусеничные системы для тракторов и комбайнов.
Было ли это предложение возвратом к чему-то старому? По функциональным возможностям, работы в условиях низкой проходимости, конечно, да. Но во всём остальном это была инновация.
Гусеничные системы, которые вышли на рынок сельскохозяйственной техники в начале текущего века, выгодно отличаются от всех предшествующих технических решений своей универсальностью. Они представляют собой съемные траки, легко монтируемые на штатные мосты самоходной машины вместо колес, а потому не менее легко снимаемые. Именно эта техническая возможность стала главным, но не единственным инновационным решением. Вторая, не менее значимая инновационная составляющая, состоит в применении резинового трака на гусеничной тележке. Резиновый трак в отличие от своего стального предшественника намного более бережно относится к почве, а потому был сразу и по достоинству оценен аграриями.
Рынок гусеничных систем для тракторов и комбайнов развивался стремительно. За неполных 20 лет он превысил годовой объем платежеспособного спроса более 500 единиц. Модельная линейка большинства брендов, начинавшаяся с единственной модели для зерноуборочных комбайнов, расширилась и сейчас включает в себя предложение до 10 различных типов гусеничных систем у компаний-лидеров рынка, предлагающих потребителям гусеничный ход не только для тракторов и комбайнов, но и для самоходных опрыскивателей и косилок.
Почему же технология съемного гусеничного хода так легко и быстро прижилась во всех странах мира? Мы уже отметили универсальность машин, которые «переобуваются» в гусеницы или колеса по желанию хозяина за 1,5-3 часа. Без лишних слов понятна отличная проходимость машины на гусеничном ходу в сравнении с колесным и великолепные возможности передвижения машины хоть на резиновом траке, хоть на колесе по дорогам общего пользования. Агрономы сразу вспомнят о 2-8-микратном снижении давления на почву при переводе машин на гусеничный ход, о повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Экономисты, директора и инвесторы не упустят из виду тот факт, что гусеничные системы позволяют повысить доходность бизнеса и сократить затраты за счет снижения расхода ГСМ.
Все эти аргументы вкупе стали причиной появления машин на гусеничных системах в линейке большинства ведущих производителей самоходной сельскохозяйственной техники мира. Признаком хорошего тона и высокой конкурентоспособности стало появление трактора и комбайна на гусеничных системах на выставочных стендах компаний JohnDeere, CASEIH, Claas.
На постсоветском пространстве пионером в переходе на технологию съемного гусеничного хода стал Кировский тракторный завод. Он первым представил версию трактора Кировец К-744 на гусеничных системах PoluzziCTR0030RX-V1 на всех ведущих выставках страны в 2016 году. Но время не стоит на месте, интерес к технологии гусеничных систем проявляют и аграрии, и заводы, производящие самоходную технику для сельскохозяйственного производства. Это говорит только об одном: не за горами момент, когда мы увидим гусеничный ход Poluzzi на других самоходных машинах, производимых в СНГ. Увидим не только на выставках, но и в полях, в выполнении тяжелой, но очень важной работы.